Доступная среда
ПОЛУЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ИНВАЛИДАМИ И ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Видеокурс на интернет -портале «Жить вместе»
Видеокурс предназначен, прежде всего, для слышащих родителей, родственников и ближайшего окружения маленьких глухих и слабослышащих детей, а также всем, кто интересуется русским жестовым языком с целью получения навыков общения на языке жестов. Видеоурок размещён на интернет — портале «Жить вместе» по ссылке http://zhit-vmeste.ru/course
Российское законодательство – прежде всего, Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» – предусматривает гарантии равных прав на образование для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Основная задача деятельности в этом направлении это создание системы образования для инвалидов, с тем, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества.
Необходимо в рамках модернизации российского образования в целом создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.
Одним из приоритетных направлений развития системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в последние годы рассматривается организация обучения таких лиц в обычных образовательных учреждениях.
Организация обучения детей-инвалидов в обычных образовательных учреждениях преимущественно по месту жительства позволяет избежать их помещения на длительный срок в интернатные учреждения, создать условия для проживания и воспитания детей в семье и обеспечить их постоянное общение со сверстниками, что способствует формированию толерантного отношения граждан к проблемам инвалидов, эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции с обществом.
Обучение детей с особыми потребностями в массовой школе — это возможность продемонстрировать пример толерантного отношения детского и взрослого сообщества к учащимся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Школа должна стать для таких детей комфортной и безопасной средой, где каждый сможет найти свое место и раскрыть свои способности. Для детей с ОВЗ в школе создаются специальные условия обучения с привлечением смежных специалистов.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид«. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии.
Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» на ряду с созданием специальных условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья устанавливает меры социальной поддержки обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.
Письмо О коррекционном и инклюзивном
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ-ГОСУДАРСТВЕННЫЙ-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ-СТАНДАРТ-ДЛЯ-УМСТВЕННО-ОТСТАЛЫХ-ОБУЧАЮЩИХСЯ1
адаптированная программа для детей с опрно=двигательными нарушениями
адаптированная программа для детей с умственной отстальстью
Нормативные документы по обучению детей с ОВЗ
Наименование показателя | Перечень специальных условий, имеющихся в образовательном учреждении | |
1. | Информация о наличии в помещениях, зданиях инфраструктуры, обеспечивающей условия для пребывания лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ) | |
— | наличие приспособленной входной группы здания для ОВЗ (пандусы и другие устройства и приспособления) | нет |
— | наличие специально оборудованных санитарно-гигиенических помещений для ОВЗ (перила, поручни, специализированное сантехническое оборудование и т.д.) | Санитарно-бытовые помещения: санузел расположен в центре коридора. Стоянка автомашин на территории учреждения предусмотрена. |
— | оснащение зданий и сооружений системами противопожарной сигнализации и оповещения с дублирующими световыми устройствами, информационными табло с тактильной (пространственно-рельефной) информацией и др. | Здание оснащено противопожарной звуковой сигнализацией, информационным табло (указатель выхода) |
. | ||
2. | Сведения об информационном обеспечении доступности профессионального образования и обучения для инвалидов и лиц с ОВЗ | |
— | наличие адаптированного сайта | ( версия для слабовидящих) |
3. | Система обучения инвалидов и ОВЗ в организации | |
— | инклюзивная в общих группах | Да. |
— | специальная в специализированных группах | Да. |
— | смешанная (частично в общих группах, частично в специальных) | Да. |
— | по индивидуальному учебному плану | Да. |
— | с применением дистанционных технологий | Да. |
— | наличие адаптированных образовательных программ | Да. |
4. | Техническое обеспечение образования | |
— | использование мультимедийных средств, наличие оргтехники, слайд-проектов, электронной доски с технологией лазерного сканирования и др. | имеется |
— | специальное автоматизированное рабочее место (сканирующее устройство, персональный компьютер) | Персональный компьютер. |
— | обеспечение возможности дистанционного обучения | Имеется |
— | наличие компьютерной техники и специального программного обеспечения, адаптированных для инвалидов | Нет. |
— | наличие адаптированного для инвалидов и ЛОВЗ производственного обучения | Нет. |
— | комплектование библиотек специальными адаптивно-техническими средствами для инвалидов («говорящими книгами» на флеш-картах и специальными аппаратами для их воспроизведения) | отсутствует |
— | наличие иного адаптированного для инвалидов и ЛОВЗ оборудования | Нет. |
— | наличие специальных технических средств обучения | Нет. |
— | наличие электронных образовательных ресурсов | Электронно-образовательные ресурсы |
5. | Кадровое обеспечение образования. наличие в штате организации педагогических работников, имеющих основное образование и (или) получивших дополнительное образование для обучения инвалидов и ЛОВЗ. | Прошли курсы повышения квалификации учителя начальных классов: Архипова Н.В., Смирнова Е.К.,Козина Е.А.
учителя-предметники: Хомутов И.А., Лозенко О.М. |
Свежие комментарии